ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

«Прикладная» Арктика


Ирина ФОКИНА | 20.10.2017 18:58:42
«Прикладная» Арктика

V Международный форум «Арктические проекты – сегодня и завтра», прошедший в Архангельске 19-20 октября, по мнению участников, стал прикладным продолжением мартовского международного форума «Арктика – территория диалога». Обсуждались конкретные реализуемые в высоких широтах проекты, которых, по словам заместителя министра промышленности и торговли РФ Василия ОСЬМАКОВА, могло бы быть и больше.


«Не случайно мы встречаемся в Архангельске, ведь именно в этом регионе проживает треть населения Арктической зоны, здесь сосредоточен огромный промышленный и ресурсный потенциал. В фокусе нашего мероприятия, прежде всего, бизнес и его возможности», – отметил на открытии форума директор ассоциации поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие» Сергей СМИРНОВ.

Обсуждая арктические проекты, участники форума не смогли обойти стороной планы по строительству «Белкомура», который, по оценкам генерального директора ОАО МК «Белкомур» Владимира ЩЕЛОКОВА, начнет работать в 2023 году.

«Сейчас Россия инвестирует 42 млрд государственных рублей в развитие Мурманского транспортного узла, – напомнил генеральный директор ГКЦ «Гекон», член научного совета при Совете Безопасности РФ Михаил ГРИГОРЬЕВ. – Поэтому нам надо сначала разобраться, что мы все-таки строим – «Белкомур» или «Баренцкомур». Мы хотим реализовать, по сути, два параллельных проекта, которые претендуют на одну и ту же грузовую базу. Я бы назвал это транспортным каннибализмом. С точки зрения здравого смысла, интересов регионов и страны, надо принять окончательное решение, чтобы выработать общую позицию и сконцентрировать свои усилия на совместной реализации одного из этих проектов».

В связке с «Белкомуром» по традиции обсуждался и проект глубоководного района морского порта Архангельск. Как рассказал генеральный директор АО «Арктический транспортно-промышленный узел «Архангельск» Сергей КОКИН, на сегодня уже подписана декларация о намерениях инвестирования в строительство и подтверждены объемы грузовой базы (10,7 млн тонн различных грузов в 2025 году). К ноябрю 2017 года планируется проанализировать технические возможности действующей инфраструктуры, а в дальнейшем – разработать «дорожную карту» развития Архангельского транспортного узла.

На форуме также обсуждался проект «Павловское», в рамках которого планируется создание на архипелаге Новая Земля причального комплекса и горнодобывающего производства по добыче и переработке свинцово-цинковых руд.

«Мы планируем построить горно-обогатительный комбинат, который на выходе будет давать 220 тысяч тонн цинкового концентрата в год, свинцового – 47 тысяч тонн ежегодно, – пояснил генеральный директор АО «Первая горнорудная компания» Александр ЛУКИН. – Расчетный грузо­оборот причального комплекса – 500 тысяч тонн в год. Сбыт продукции ориентирован на внешние рынки: есть предварительные соглашения со странами Европы и Китаем».

По словам Александра Лукина, геологоразведочные работы полностью завершены, запасы металлов поставлены на государственный баланс, выполнен весь комплекс полевых инженерных изысканий. С ноября 2017-го компания приступит к проектированию предприятия и порта, которые будут построены к 2023 году.

На форуме также шла речь о строительстве в Новодвинске малотоннажного комплекса по сжижению природного газа, который обеспечит газоснабжение тех территорий Архангельской области, которые не вошли в уже принятые программы газификации. По словам заместителя генерального директора ООО «Оборонлогистика» Александра ЛЕНЦОВА, на данный момент в качестве первоочередных объектов снабжения рассматриваются находящиеся в непосредственной близости от места строительства предприятия котельные населенных пунктов и войсковых частей, работающие сейчас на дизельном и мазутном топливе. Сжиженный газ можно также поставлять на суда, идущие по Северному морскому пути, и промышленным потребителям. По оценкам ООО «Оборонлогистика», в этом смысле потенциал «Первой горнорудной компании» составляет 60 тысяч тонн СПГ в год, «Севералмаза» – 23 тысячи тонн в год.

Инвестиции в строительство на первом этапе составят 1,5 млрд рублей. К 2019 году компания планирует довести производительность комплекса до 100 тысяч тонн топлива в год, перспектива 2029-го – порядка 300 тысяч тонн в год.

Прямая речь

osmakov_vasily.jpgВасилий ОСЬМАКОВ, заместитель министра промышленности и торговли РФ:

– Государственная программа развития Арктики, напомню, утверждена, хотя и в усеченном формате, что не очень хорошо. Министерство готово поддерживать разработку технологий и реализацию проектов по всем возможным программам, с субсидиями и специальными инвестиционными контрактами. Но, на мой взгляд, в вопросе освоения Арктики есть одна системная проблема: все очень много об этом говорят, гордятся арктическими просторами, но проектов при этом недостаточно – могло бы быть и больше.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5