ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Дайте денег — кластер сделаем!


Елена Светличная, Полина Рождественская | 14.09.2012 05:58:13

Минэкономразвития утвердило перечень инновационных территориальных кластеров, которые получат финансовую поддержку из федерального бюджета. Архангельская область попала во вторую группу из 11 программ – их на первом этапе конкурсного отбора поддерживать не предполагается. Речь идет о судостроительном кластере, программу которого предложено доработать.

Всего на конкурс было подано 94 заявки от различных регионов России. В итоговый перечень вошли 25 кластеров, из них 14 могут получить субсидии из федерального бюджета уже на первом этапе. Предположительно, речь идет о суммах порядка 400 млн рублей в год на развитие каждого кластера. Поскольку предполагается, что программа продлится пять лет, кластер за это время получит около 2 млрд рублей. Сумма немалая, хотя все цифры сейчас находятся на стадии обсуждения. Конкретный механизм финансирования федеральное правительство представит лишь к концу октября.

Новую инициативу сверху регионы восприняли прежде всего как еще одну возможность получить бюджетные деньги. «Практически на каждом проекте программы можно было написать большими буквами «Дайте денег!» – говорит генеральный директор Национального института конкурентоспособности Андрей ШЕСТОПАЛОВ, который в числе других экспертов оценивал представленные программы. По его словам, в реальности ко кластерам многие проекты отношения не имели, было видно лишь желание использовать любую возможность, чтобы привлечь на территорию региона деньги.

Не скрывает истинных намерений региональной власти и министр экономического развития Архангельской области Евгений МИХАЙЛОВСКИЙ. «Если из центра есть установка, есть деньги — значит, мы будем участвовать, кто бы что ни говорил», – заявил Михайловский на поисковом семинаре в Архангельске, посвященном обсуждению региональной программы развития кластеров. Пожалуй, это было последнее публичное мероприятие, в котором Евгений Александрович выступал в качестве министра (на прошлой неделе было объявлено, что он покинул свой пост).

Координирует процесс разработки региональной кластерной программы МЦСЭИ «Леонтьевский центр». Директор ресурсного центра по стратегическому планированию при Леонтьевском центре Борис ЖИХАРЕВИЧ сразу предостерег организаторов: «В кластерной политике есть тонкий момент – не нужно пытаться создать кластер искусственно за счет инициатив сверху. Мировой опыт подтверждает, что эти попытки обречены на неудачу. Кластер должен объективно сформироваться, то есть на территории уже должны быть предприятия, которые потенциально готовы к сотрудничеству». Именно необходимость сотрудничества, решения общих проблем рынка должна подталкивать предприятия к так называемым кластерным инициативам.

Но главный козырь региона в программе кластеров — судостроительные предприятия Северодвинска. ОАО «Севмаш», Центр судоремонта «Звездочка», СПО «Арктика», ОАО «Северный рейд», ЗАО «Биус», ЗАО «Промышленные технологии» уже объединены чиновниками в кластер. Предполагается, что планируемый объем затрат  на исследования за пять лет составит 2,2 млрд рублей; объем инвестиций в сферу развития инноваций – 8,8 млрд рублей. При таких вложениях участники кластера, как отмечено в презентации, отправленном в Минэкономразвития, смогут сократить сроки строительства кораблей не менее чем в 1,5 раза, обеспечить загрузку предприятий на 90% и вывести свою продукцию на международный рынок. Декларация о намерениях — не более. Особенно если учитывать, что каждое предприятие оборонки обособленно, их работа практически никак не связана.

Между тем судостроительный кластер мог бы выйти за рамки Северодвинска. В Архангельске, например, довольно успешно функционируют несколько небольших компаний на базе производственных мощностей бывшего СРЗ «Красная Кузница», которые занимаются гражданским судостроением и судоремонтом (ООО «ГК «Оптимист», ООО «Армастан», ООО «Антикор-Норд», ООО «Волна-Сервис», ООО «Вальма», «Nordweg» и др.). Незаслуженно забыт и судоремонтный завод «Лайский док». Но смогут ли все они образовать единый кластер?

«В судостроении наблюдается нестыковка в работе оборонных и гражданских предприятий. Оборонка закрылась и никого не пускает в свои проекты. Мы готовы работать по их правилам, у нас есть соответствующие кадры, на нехватку которых сетуют в Северодвинске, но с нами не хотят работать. Привлечение же предпринимателей может обернуться уголовным делом за работу без лицензии — и такие случаи в области уже известны, — отмечает директор ООО «Оптимист» Павел ГЕРАСИМОВ. — Недавно мы с Соломбальским машиностроительным заводом выиграли тендер на строительство судоходной баржи для МЧС. Больше нам кооперироваться не с кем. До тех пор пока мы не решим эту проблему с оборонкой, мы так и будем заниматься словоблудием, а кластер останется красивым словом, не более того».

«Кластер нужен. Но есть определенные опасения: может случиться так, что участие бизнеса в кластере станет лишь номинальным. Или вошедшие в кластер предприятия застолбят за собой эти места и никого к ним не подпустят, а значит, не будет ротации бизнеса внутри кластера. Таким образом, хорошая идея наткнется на консерватизм и не будет работать», — заявил заместитель министра промышленности Архангельской области Василий БОЙКО.

Наряду с попыткой создать полноценный судостроительный кластер эксперты постарались найти предпосылки для объединения предприятий в других отраслях.  Однако заинтересованность проявили далеко не все потенциальные участники: представители крупных предприятий леспрома, например, обсуждение этого вопроса проигнорировали. Слишком сильна конкуренция и разница интересов между холдингами, которые работают в одном бизнесе и на одной территории.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5