ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

«А торговать-то нечем!» Реформа пассажирских перевозок дала пробуксовку


Елена СВЕТЛИЧНАЯ | 20.10.2017 19:28:11
«А торговать-то нечем!» Реформа пассажирских перевозок дала пробуксовку

Органы местного самоуправления Архангельской области в замешательстве: в преддверии торгов на право организации пассажирских перевозок в законодательстве обнаружилось столько темных пятен, что даже опытные юристы не в состоянии дать ответы на поставленные вопросы. Если власть и бизнес сами не договорятся об общих правилах игры, желаемых изменений на рынке автобусных перевозок не будет.


Почти два года в России действует новый порядок в системе организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом, утвержденный Федеральным законом №220-ФЗ. Одно из нововведений касается процедуры определения победителя, который получает право работать на маршрутах: если ранее законодательство допускало организацию конкурса, то теперь главным критерием на торгах стала цена. Такое требование в рамках Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе» действует при заключении контрактов на оказание услуг по осуществлению регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

Именно эта новация стала камнем преткновения для администраций муниципальных образований. Так, исполняя требования 44-ФЗ, заказчик обязан установить начальную максимальную цену контракта, которая (в идеале) в ходе торгов должна снижаться. Парадокс в том, что в Архангельской области услуги перевозчиков не субсидируются – за услугу платит пассажир по той стоимости, которую утвердил региональный тарифный регулятор. Теперь же новый закон обязывает заказчика разыграть цену договора в любом случае.

Готовы возить за копейку

Пожалуй, эта тема стала единственной, которая волновала участников недавних публичных обсуждений правоприменительной практики Архангельского УФАС. Представители администраций городов Котласа, Северодвинска, Архангельска, Приморского района и других муниципальных образований с нескрываемой эмоциональностью обсуждали, как решить проблему начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК).

Абсурдность ситуации представители власти объясняли просто: денег в бюджете на выплаты перевозчикам не заложено. И даже если установить начальную цену в 10 рублей, юридически провести это отдельной статьей без пересмотра бюджета невозможно. Более того, предприниматели сами отказываются называть сумму, за которую они готовы возить людей (сбор коммерческих предложений используется для определения НМЦК). Мол, как работали, так и будем работать по тарифам, установленным регионом, а «больше ничего не нужно»…

Все это хорошо, но как определять победителя, если все готовы работать за начальную цену контракта, равную нулю? Как торговаться?

Сначала в топе, потом...

Один из вариантов – распределить «пирог» всем поровну… или по возможностям. Это сработает, но только в небольших населенных пунктах, считают специалисты. Там, где на 40 маршрутов претендует почти 100 перевозчиков, как в областном центре, нужны более принципиальные подходы…

Как известно, «обкатка» новой системы отбора уже прошла в Архангельске, хотя и не совсем успешно. Здесь ввели верхний «порог» в размере 1 рубля. Небезызвестный предприниматель А.О. Яковлев, который выиграл контракт, предложил «порог» в 1 копейку. Теперь «копеечное» дело предпринимателя на рассмотрении Архангельского УФАС: договор с ним расторгнут из-за неисполнения заявленных требований, главное из которых – вывод на маршруты №11 «МР вокзал – кольцевой» и №76 «ЖД вокзал – МР вокзал – кольцевой» автобусов 2017 года выпуска. Эти условия Алексей Яковлев выполнить не смог, и сейчас его могут включить в реестр недобросовестных поставщиков, тогда на торги ему доступ закроют.

Это уже второе дело по данной закупке: в августе антимонопольщики оценивали законность прописанных в документации об аукционе требований (наличие у подрядчика терминалов оплаты проезда с печатающим устройством, а также новых автобусов). Нарушений не нашли. Как выяснилось, дополнительные условия конкуренцию не ограничили – на аукцион заявилось пять претендентов. Кроме того, УФАС сослалось на то, что законодательство о контрактной системе не обязывает заказчиков устанавливать такие требования к выполняемой работе, которые в состоянии были бы выполнить все исполнители, присутствующие на рынке.

«Готовы работать за «ноль», а на автобусы денег нет», – удивляются специалисты УФАС, однако на вопрос муниципалов о том, можно ли установить такое условие, как, к примеру, «шторки на окнах» и «кофе от кондуктора», отвечают уклончиво. Мол, закон новый, не отработанный. Будут жалобы – будем думать и разбираться.

Что касается начальной (максимальной) цены контракта, то по этому вопросу позиция антимонопольного органа однозначная: полномочий у Архангельского УФАС по проверке обоснования цены нет. Таким правом наделены органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

При этом специалисты управления не видят нарушений в том, если начальная цена будет равна нулю или нескольким копейкам. «Пусть участники торгуются. Были прецеденты, когда цена была снижена до 0 рублей», – пояснил руководитель Архангельского УФАС Денис БУГАЕВ.

По его словам, заказчик самостоятельно выбирает способ определения исполнителя для оказания услуг по осуществлению регулярных перевозок по регулируемым тарифам, а именно проводит отбор перевозчика конкурентными способами или делает закупку у единственного исполнителя в случаях, предусмотренных исключительно ФЗ «О контрактной системе» с учетом норм закона №220-ФЗ. Однако не стоит забывать, что при возникновении проблем с исполнением контракта, заключенного с единственным поставщиком, включить его в реестр недобросовестных поставщиков невозможно.

А что считать?

Сейчас Минтранс РФ завершает процедуру общественного обсуждения проекта приказа «Об установлении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком…» (документ опубликован на портале regulation.gov.ru). Но, по словам представителей органов МСУ, он не решит озвученных проблем. Разработчики предлагают формировать цену контракта исходя из себестоимости работ перевозчика; планируемой суммы сбора платы за проезд пассажиров; прибыли; планируемых субсидий на компенсацию недополученных доходов от предоставления льгот на проезд пассажиров. Все это опять-таки не укладывается в систему сложившихся отношений между властью и бизнесом в сфере пассажирских перевозок Архангельской области, где убытки перевозчикам не компенсируются.

«Это расчеты для тех, кто собирается возмещать потери перевозчиков из бюджета, – заявил представитель местной администрации, пожелавший не называть свою фамилию в прессе. – Мы знаем, что агентство по тарифам и ценам Архангельской области определяет экономически обоснованный тариф – он и является оплатой услуг перевозчика. То есть в нашем случае начальной цены контракта не может быть в принципе! В следующем году нужно проводить конкурсы – а мы не знаем как! По идее, я должен объявить аукцион с целевыми показателями оказания услуги и сказать, сколько за эту работу должен заплатить. Но за эту работу заплатят люди, которые едут в этом автобусе! Вот и получается, что закон издали, а торговать-то нам нечем!»

Участники дискуссии пришли к мнению, что если бы в постановлении агентства указывался тариф с градацией – «экономически обоснованный тариф» и «тариф для населения», то эта дельта и могла бы стать предметом торга. Но и в этом случае возникает коллизия: почему администрации МО должны что-то компенсировать, если не они устанавливают тарифы? Логично, что эта разница должна покрываться из областного бюджета, но позиция регионального правительства по этому вопросу известна – денег нет и не будет.

Между тем из-за непонятной ситуации с новым порядком проведения торгов Архангельское УФАС прогнозирует, что в ближайший год оно будет завалено жалобами перевозчиков. По многим спорам практика не наработана, нет судебных прецедентов, как и внятной позиции юристов.






Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5