ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Пятница, 19 апреля, 2024 16:26

Кризис потерялся...


Андрей САХАРОВ | 21.03.2014 10:18:53

В Архангельской области экономического кризиса нет, считает руководство региона. Депутаты облсобрания с этим мнением согласились заочно. Сославшись на то, что с докладом губернатора заранее ознакомиться возможности не было, они попросили тайм-аут на осмысление аргументов правительства.

19 марта вестибюль зала заседаний Архангельского областного Собрания депутатов был завален листками «Точки роста 2013» с цитатами губернатора Игоря ОРЛОВА о приоритетах работы регионального правительства в прошлом году: строительство жилья, повышение объемов промышленного производства, увеличение заработной платы бюджетников. Остальная информация гласила, что с экономикой Архангельской области все в порядке: промышленное производство выросло на 8,3%; строительное – на 25,9%; обрабатывающее – на 11,1%; добыча полезных ископаемых составила 102,5% к результату 2012 года.

Вся эта наглядная агитация, видимо, должна была убедить участников прошедшей сессии облсобрания, что экономического кризиса в регионе не наблюдается. По крайней мере, общий посыл ежегодного отчета губернатора о результатах работы правительства в 2013 году и выступление его заместителя Алексея ГРИШКОВА о мерах по оздоровлению экономики звучали именно так. Хотя еще в конце 2013 года, защищая сложный проект бюджета, чиновники не уставали ссылаться на негативные экономические явления и финансовые трудности.

Губернаторский отчет, как всегда, не удивил, он был составлен по традиционной схеме: подробно о положительных моментах и мельком о проблемах. Содержание тоже оказалось традиционным. Себе в заслугу областные власти ставят: повышенное внимание социальной сфере, инвестициям крупных промышленных предприятий, снижение портовых сборов в Архангельске («первое в стране», – гордо заявил Игорь Орлов), перевод части котельных на биотопливо, рост производства в «оборонке», снижение темпов роста тарифов...

В частности, губернатор заявил, что когда в 2012 году вновь созданное правительство Архангельской области приступило к работе, «регион находился в нижней точке амплитуды падения». Но 2013-й стал для региона годом прорыва по многим показателям. «На фоне остальных регионов Северо-Запада мы удерживаем свои социально-экономические позиции», – заверил Орлов.

Приоритетами работы на этот год губернатор назвал понижение кредитных ставок для бизнеса, борьбу с дефицитом кадров, снижение энерготарифов, поддержку инновационных производств и фермерских хозяйств. Банкротство старейших предприятий леспрома он списал на их неконкурентоспособность. Падение показателей в аграрном секторе – это результат, по мнению губернатора, подорожания кормов.

Критических вопросов от депутатов не прозвучало. По словам члена фракции КПРФ Надежды ВИНОГРАДОВОЙ, макроэкономические показатели области действительно неплохие. «Я вижу, что правительство ведет большую работу по уменьшению энерготарифов, – заявила «БК» депутат. – Они сильно давят на экономику и отталкивают инвесторов. Но у меня есть и претензия к правительству. Область плохо представлена в инвестиционных программах федерального центра. Та же картина наблюдается и на муниципальном уровне. Большинство районов инертно относится к участию в региональных инвестпрограммах».

По признанию депутата от «Справедливой России» Юрия ШАРОВА, ему в отчете не хватило всестороннего анализа экономической ситуации. На вопрос, почему депутаты так благодушно встретили губернаторский отчет и не результат ли это предварительной «обработки» депутатского корпуса, категорически заявил: «Нет, нас никто не «обрабатывал».

Единственный острый вопрос в адрес правительства прозвучал уже после выступления зам. губернатора по экономике и финансам Алексея ГРИШКОВА. Он держал слово перед депутатами в рамках «правительственного часа» о мерах по оздоровлению экономики. 

«Сегодня прозвучало страшное слово «кризис». Но если опираться на последние сведения Росстата, в частности на показатели роста валового регионального продукта и индекса промышленного производства, о кризисе речи не идет. В целом ситуация в экономике стабильна, об этом говорил недавно и Владимир ПУТИН: оснований заявлять, что у нас кризис, нет никаких», - сказал Алексей ГРИШКОВ.

По сути, о мерах оздоровления экономики он не говорил, а занялся опровержением некоторых суждений. «Сегодня много говорится о закрытии промышленных предприятий, леспромхозов. Почему это происходит — можно дискутировать долго. Но при этом мы видим, что открываются новые производства, которые рассчитаны на большие объемы», - отметил Гришков, приводя примеры освоения алмазных месторождений, прогнозируемом увеличении рабочих мест на Севмаше до 8 тысяч человек.

Рассуждения об оттоке капитала слышать тоже странно, заявил Гришков. «Есть данные Центробанка — кредитов у нас выдается больше, чем аккумулируется средств внутри области, - сказал зам. губернатора. - Более того, наблюдается активизация банков, они предлагают участвовать в конкретных проектах».

Особо Алексей Гришков остановился на проблеме «низкой инвестиционной привлекательности Архангельской области», которая в последнее время часто обсуждается. «На основании чего делаются такие заявления? Регион находится на 20-м месте в федеральном рейтинге инвестиционной привлекательности, и даже по оценке «Эксперт РА» мы не плетемся в хвосте», - подчеркнул Гришков.

По его словам, все рассуждения на эту тему порою сводятся к особенностям региона: низкая плотность населения, суровый климат, инфраструктурные ограничения. «При этом считается, что быстрых эффектов без огромных вложений не достичь. Но это не так. Пример — снижение оптовых цен на природный газ, которым правительство занималось с 2012 года. Никто не верил, но получилось», - сказал Алексей Петрович.

А в целом, как признался зам. губернатора, правительство идет в русле федеральной политики, которая ставит превыше всего внимание к социальной сфере. «Вложения в человеческий капитал – это мировая тенденция, – заявил Гришков. - Главная наша стратегия прописана в майских указах президента».

Неконкретность его выступления удивила единоросса Эрнеста БЕЛОКОРОВИНА, который попросил назвать 10 мер правительства по оздоровлению областной экономики, например, рассказать об инвестпроектах.

«Я многого не сказал, но на такие серьезные вопросы лучше отвечать письменно», – ушел от ответа Алексей Петрович. Его поддержал губернатор. По его словам, инвестпроекты – это все очень «интимно», поэтому публично рассказывать о них правительство не может, и Белокоровин, как председатель комитета по промышленной политике, транспорту, связи и экологии, должен это понимать. 

«Как только я раскрою суть переговоров, вся сделка рухнет», – пояснил Игорь Анатольевич и предложил депутату конкретизировать планы в «кулуарном порядке».

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Виталий ФОРТЫГИН, руководитель фракции «Единая Россия» областного Собрания депутатов: 

- Наша фракция консолидированно работает с правительством. Итоги прошлого года – эта наша совместная работа. Мы соучастники большого государственного процесса по улучшению качества жизни в области. Поэтому я уверен, что на основе отчета мы все сделаем выводы и скорректируем работу в текущем году. С моей точки зрения, например, важно уделить внимание проблеме миграционной убыли населения и развитию первичной медицинской помощи.

Александр НОВИКОВ, руководитель фракции КПРФ: 

- На слух отчет губернатора было трудно воспринимать, а в письменном виде мы его получили поздно. Как руководитель оппозиционной фракции я мог бы попенять правительству на несделанное, но я согласен с Виталием Фортыгиным, что, давая оценки, мы оцениваем и свою работу. Однако хотелось бы, чтобы отчет был структурирован по- другому: что сделано и что не сделано. По нашему мнению, области мешает динамично развиваться продолжающийся отток капитала.  

Александр АФАНАСЬЕВ, депутат Архангельской городской Думы, фракция КПРФ:

- Самое важное в развитии экономики - тарифы на электроэнергию, стоимость топлива, доступные кредиты. В себестоимость любой единицы товара входит топливо и электричество, цена на них – вопрос ключевой. Поэтому «замораживание» тарифов на электроэнергию и тепло не спасет, нужно снижать те, что есть: при тарифе от 6 до 9 рублей никакая экономика не выживет. В Европе, например, стоимость киловатта колеблется от двух с половиной до пяти рублей.

Эффективное сотрудничество в формате частно-государственного партнерства, о чем говорил Алексей Гришков, возможно только в случае четких и честных правил игры, а у нас нет даже региональных законодательных актов по этому вопросу. Инициатива должна исходить от государства. Оно должно сказать: «Это для нас приоритетно, работайте, здесь все честно, здесь минимальные риски и максимальные гарантии». 

Вообще, главное условие инвестиционной привлекательности Архангельской области — наличие руководителя «от корней»: выросшего здесь, работавшего, знающего людей, специфику региона, переживающего за область, как за свой дом.

Татьяна СЕДУНОВА, руководитель фракции «Справедливая Россия»: 

- Я поддерживаю коллег в том, что можно было получить отчет заранее. Мы видим, что работа идет, но оценим ее более подробно потом. Я считаю, что надо развивать муниципалитеты. Увы, пока в районах идет не поиск путей развития экономики, а раздача бюджетных мест. А сильные муниципалитеты – это сильная область.  

Владимир ПЕТРОВ, руководитель фракции «Родина»: 

- Отчет конкретный и понятный. Даны ясные ответы. Но напомню, что прогноз развития Архангельской области очень консервативен. В то же время в связи с событиями в Крыму Запад грозит России экономическими санкциями, которые повлекут за собой сокращение экспорта газа и нефти. Поэтому, возможно, нас ждут тяжелые времена. Значит, нам надо эффективнее заниматься региональной экономикой, привлекать инвестиции и модернизировать производство. И пора услышать о мерах по развитию бизнеса, иначе процесс сокращения предпринимателей в области продолжится. Думаю, мы можем много выиграть, если введем двухгодичные налоговые каникулы для начинающих свое дело.

Виктор КАЗАРИНОВ, председатель комитета по экономической политике и предпринимательству облсобрания: 

- Реальная картина нам представлена — много хорошего сделано, сомнений нет. Но что бы мы ни говорили — есть у нас кризис, нет его, - судя по тому, как развиваются события, с учетом роста цен, роста курса доллара, никуда мы не денемся от необходимости существенно усилить внимание к условиям ведения бизнеса в регионе. При возможной экономической изоляции со стороны Запада только за счет бюджетных ресурсов мы не выживем.

Количество самозанятых граждан каждый год снижается, малых предприятий становится меньше, и это отражено в отчете губернатора. При этом численность в малом бизнесе снижается более быстрыми темпами, чем в целом по экономике Архангельской области. Хотя общий оборот малых предприятий увеличился на 20%.

На открытие собственного дела в 2012 году получили субсидии 96 проектов, в 2013-м — 68. При этом зарплата в малом и среднем бизнесе значительно ниже средней по области (10-20 тысяч рублей против 30 тысяч). Ситуация сложная, и нужно что-то менять. 
Я посмотрел аналитику, которую нам дали перед сессией: инвестпроекты не реализуются в семи муниципальных образованиях (МО), по одному проекту — в пяти МО, по два — в трех МО и т. д. И только по Новодвинску — 19 проектов. Всего в планах на всю область 24 проекта намечается. На мой взгляд, реальных проектов гораздо больше, просто у тех, кто должен анализировать эту информацию, нет данных. Инвестиционным климатом заниматься, видимо, некому и некогда. Мы строим дороги, больницы, контролируем выполнение госпрограмм, и делаем это достаточно успешно, при этом громадный резерв экономики — бизнес - остается незадействованным. А это налоги и рабочие места.

Сергей МОИСЕЕВ, зам. председателя облсобрания, председатель комитета по бюджету и налоговой политике:

- Я детально ознакомился с бюджетом и реализацией программ. Понимая, в каких условиях мы живем и работаем, я бы поставил высокую оценку правительству. 

Мы должны больше уважать самих себя и нашу область. Мы любим критиковать, но надо подходить к анализу тоньше. Если смотреть по основным показателям, по валовому региональному продукту, то виден явный прирост более пяти процентов, что по сравнению с другими регионами неплохо. Если брать во внимание отраслевые показатели, тоже виден серьезный прирост. Рост доходной части – это положительный тренд. Мы увидели, что софинансирование из федерального бюджета составило порядка 40%. Это очень серьезный показатель, который говорит о том, что региональное правительство работает на федеральном уровне.

Но вместе с тем есть еще над чем работать в лесопромышленном и агропромышленном комплексах...

Михаил СИЛАНТЬЕВ, председатель совета Архангельской региональной ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственный кооперативов:

- Говоря о каких-либо инвестиционных проектах, не стоит забывать, что на территории Архангельской области практически не осталось зарегистрированных крупных предприятий. Почему бы не поставить вопрос о прописке администрации федеральной трассы «Холмогоры» у нас, а не в Ярославле? А если бы Группа «Илим» была зарегистрирована в Коряжме или Котласе, а не в Питере, представляете, насколько бы пополнился областной бюджет? Но им надо пообещать налоговые преференции, а это и есть инвестиционный климат. Вообще, бизнес идет туда, где все понятно и есть преемственность. А у нас каждая новая губернаторская команда говорит: «До нас все было неправильно!».

Конечно, огромное негативное влияние оказывают на нашу экономику высокие энерготарифы. Выход из этой ситуации - подсоединение нашей энергосистемы к Кольской АЭС. Об этом говорили еще 20 лет назад, но воз с места так и не сдвинулся. Без снижения затрат на электроэнергию наша лесная отрасль не получит развития, так как глубокая переработка древесины невыгодна. 

Смущает и основная идея политики в сельскохозяйственной отрасли – должен выжить сильнейший. Это бухгалтерский подход. У нас не понимают, что сельское хозяйство – это не экономика, а жизненный уклад. Как минимум 30% населения области живет за счет работы на земле. При этом финансовой поддержки малого бизнеса на селе нет! Есть только один вид поддержки: дотации на производство молока. По прошлому году падение производства в отрасли составило примерно 30%. Если не поменять управленческие подходы то, я думаю, эта картина повторится и в текущем году.

При этом ситуацию можно исправить в течение 2-3 лет. Надо просто активнее работать с инвестпрограммами федерального Минсельхоза. Но для этого необходимо софинансирование, а его область обеспечить не может.

На мой взгляд, в области уже давно назрела необходимость реформы системы управления. У нас много избыточных ведомств, которые ничем не управляют. К таким я отношу: агентство по транспорту, министерства АПК и торговли, ЛПК, промышленности и торговли. Их можно было бы сократить до небольших отделов министерства экономического развития. Нужно отказываться от отраслевого принципа управления и переходить на территориальный метод. Отраслей, по сути, в области нет — механизмов управления и влияния на них власть не имеет. Более логично создать структуры для развития групп районов. Например, Вельский, Устьянский и Шенкурский районы объединяют устойчивые экономические связи. Значит, их можно объединить, условно говоря, в Южный региональный кластер. Необходимо заниматься проблемами конкретных территорий.






Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей