ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Татьяна Любарская: «У геолога и предпринимателя много общего»


Беседовала Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. Фото: Алексей Липницкий | 16.08.2013 07:16:21

История этого семейного бизнеса привлекла внимание не только в Вельске, с которым она связана. В начале 90-х годов молодые геологи — Татьяна и Алексей ЛЮБАРСКИЕ — остались без работы и денег с двумя маленькими детьми. От безысходности, имея смутное представление о том, как вести дела, решились открыть продуктовый магазинчик в помещении бывшего аптечного склада. Сейчас Любарские - владельцы сети продовольственных магазинов, аптек и двух стильных гостиниц. Как считает Татьяна Любарская, в отношении к жизни у геолога и предпринимателя много общего.

- Татьяна Николаевна, ваш первый магазин, где можно было купить дефицитные по тем временам продукты, в Вельске вспоминают до сих пор. До появления окружного шоссе большинство проезжающих по М8 хотя бы раз заглядывали в «Аюту». Почему сейчас этот бизнес стал для вас менее интересен?

— Довольно долго развитие нашей сети продовольственных магазинов, где есть и хозтовары на каждый день, шло по восходящей, однако потом, буквально в течение одного года, все изменилось. Началась глобализация рынка: как вы могли видеть, «Магнит» уже в Вельске, «Черный кот» тоже. Некоторые другие федеральные игроки пока не открыли в городе своих торговых точек, но близки к этому. Еще три-четыре года назад наступил момент, когда надо было либо серьезно усиливать позиции, расширяться, либо делать ставку на что-то другое. Мы приняли решение постепенно сворачивать сеть, но так, чтобы не терять ни людей, ни денег. В частности, площади «Аюты», которые были отведены под торговлю продуктами, в 2012 году всего за два месяца переоборудовали в зонированное кафе, где можно и просто перекусить, и назначить встречу, есть чем занять детей на время.

- Первую аптеку тоже открывали в «Аюте»?

- Да, и это направление становится для нас основным: оно более прогрессивно, если сравнивать с продуктовой сеткой. Прежде всего, аптеки компактнее. Кроме того, их давно перестали воспринимать как место, где продаются исключительно лекарства. И если говорить о Вельске, надеюсь, что и мы приложили к этому руку. Первая аптека под брендом «Аюта» уже создавалась как маркет: большая часть товаров выкладывается в открытом доступе. Естественно, не рецептурные препараты, которые выдает фармацевт, а лечебная косметика, детское и диетическое питание, витаминные комплексы, оптика и т. д. Возможно, я ошибаюсь, но тогда, лет семь назад, в Архангельске таких аптек еще не было, а в Вельске появилась.

- Сейчас в центре Архангельска две-три аптеки на квартал, если сопоставлять количество жителей, в малых городах рынок не менее насыщен. В чем видите свои преимущества?

- В том, что не строим бизнес исключительно по принципу «купил дешевле, продал дороже». Культура ношения очков, к примеру, в России практически утрачена из-за утилитарного советского подхода: видишь нормально в этих «оглоблях», и ладно. Я тоже пользуюсь очками, и хотелось бы и самой научиться, и людям подсказать, как правильно подать эту деталь имиджа.

В аптеках и оптиках, особенно в сельской местности, покупателям часто требуется консультация врачей разного профиля: педиатров, диетологов, ортопедов, окулистов, в зависимости от того, о каком товаре идет речь. Их в поликлиниках не хватает, и такая услуга в шаговой доступности всегда будет востребована. Для того чтобы попасть на прием, порой требуется столько сил и времени, что многие предпочитают заниматься самолечением. А нужна-то порой всего-навсего десятиминутная беседа со специалистом. Мы открыли аптеки в Шенкурском, Холмогорском, Няндомском, Каргопольском и других районах области, вышли на вологодский рынок — готовы брать на работу фармацевтов, врачей, но столкнулись с катастрофическим недостатком кадров.

- Обычно, если какая-то отрасль на подъеме, специалисты подтягиваются.

- Как ни странно, здесь этого не происходит. Думаю, что еще в начале «нулевых» было очевидно: рынок перспективный, рабочие места гарантированы, но момент упущен. Сегодня Архангельский медицинский колледж, даже выпуская до 30 дипломированных фармацевтов в год, потребности в кадрах не удовлетворяет. Я уж не говорю о том, что молодежь стремится остаться в крупных городах.

Специалистов и так не хватает, а среди них еще нужно выбирать тех, кто способен продавать. Многие фармацевты с опытом работы в отрасли 20-30 лет сложно осваивают законы маркетинга: с их точки зрения, они обязаны лишь выдать лекарство по рецепту. Консультантами в зал мы принимаем и молодежь, и медработников-нефармацевтов, умеющих найти подход к любому человеку: фельдшеров, участковых, бывших врачей реанимации и «скорой», чаще всего предпенсионного возраста. Охотно берем работников местных больниц, которых все знают. Они не вправе отпускать лекарства, но могут помочь покупателям по другим группам товаров. Меньше нагрузка на фармацевта — меньше очереди.

- Законодательные ограничения для этого вида бизнеса чрезмерными не считаете?

- Требования к обустройству аптек довольно жесткие, но, на мой взгляд, объективные. Что касается лекарственных средств, стоимость которых регулируется государством, расценки там установлены очень низкие, и это приходится как-то компенсировать за счет других товаров.

- Со стороны Вельск представляется оазисом малого и среднего бизнеса. Здесь какая-то особая предпринимательская среда?

- Вельск всегда развивался более активно, чем многие другие города области. Не знаю, как так получается, что где-то образуются центры притяжения людей с активной жизненной позицией, хорошим образованием, сильным характером. У нас в городе таких немало в разных сферах.

- Что подвигло вас организовать свое дело в начале 90-х?

- Геологоразведочная экспедиция, где мы с мужем работали до того, как открыли первый магазин, прекратила существование в 1992 году. На тот момент мы жили от получки до получки, по нескольку месяцев в году не бывали дома и в один непрекрасный день остались с двумя маленькими детьми практически без средств к существованию. Бизнесом занялись на общей волне, от абсолютной безысходности, не имея ни стартового капитала, ни связей — только желание хоть как-то начать решать проблемы. В самых оптимистических сценариях не предполагали, что создаем предприятие, которое станет заметным на уровне района и даже области. Вдвоем было легче: делили обязанности, могли вовремя дать друг другу маленькую передышку.

По духу, психологической подготовке к работе геолог и предприниматель очень близки: умение самостоятельно и быстро принимать решения, строить отношения, когда подолгу общаешься с одними и теми же людьми, никогда не подходить к делу по принципу «не ладится и ладно, все брошу — пойду в другое место», позитивное отношение к жизни — согласитесь, в этом что-то есть.

- Включиться в семейный бизнес — самостоятельный выбор детей или вы их мягко, но все же к этому подтолкнули?

- Конечно, подталкивали, всеми возможными способами. В какой-то момент, повзрослев, они поняли, что могут здесь, в Вельске, достойно жить и зарабатывать. В идеале должно быть не просто желание иметь в запасе энную сумму, а стремление сделать нечто, полезное всем и интересное тебе, чтобы был постоянный источник драйва. А если что-то не получается, пробовать еще и еще.

Когда создавался бизнес, Юрий и Анастасия только-только пошли в школу, но волей-неволей были включены в этот процесс: каждый шаг на виду, бесконечные разговоры о работе дома, образ жизни, когда мама и папа постоянно торопятся, —  была возможность определиться, стоит ли идти по нашим стопам. Настя вот уже несколько лет управляет гостинично-ресторанными комплексами «Юрьево подворье» и «Кают-компания». Юра

- владелец большого магазина автозапчастей в Вельске, помогает мне в вопросах, связанных со строительством, развитием бизнеса. Естественно, хочется, чтобы они учились на наших ошибках, но на их самостоятельность мы никак не посягаем.

- Тренд «все в чиновники», характерный для архангельской молодежи, в Вельске актуален?

- В принципе, да, но есть определенная прослойка тех, кто закончил образование, когда работа чиновника в регионах еще не была такой престижной и высокооплачиваемой, как сегодня. Многие из этих молодых людей открыли свое дело и теперь ради хождений во власть уже не хотят его оставлять.

- Площадей для новых бизнес-проектов в городе хватает?

- Сейчас зданий торгового-развлекательного назначения, гостиниц, ресторанов в Вельске практически не строится. Есть ЦУМ, достаточно современный и по внешнему виду, и по наполнению, но... полагаю, что он никогда не окупится. Наверное, у владельцев средств, вложенных в этот проект, в приоритете какие-то другие цели.

Мы строим в пригороде, у федеральной трассы, небольшой мотель с кафе. В Вельске купили земельный участок рядом с «Юрьевым подворьем», продумываем концепцию его использования. Принимать решения будет Анастасия. Для меня «Юрьево подворье» — лебединая песня в гостиничном бизнесе: «дом вдали от дома» — амбициозная идея, которую очень хотелось воплотить. Сколько сил вложено в этот проект! Задел был сделан такой, что почти 14 лет не требовалось существенных изменений.

Но у жизни зданий, как и у жизни людей, есть свой предел. Дому, где располагается «Юрьево подворье», без малого 120 лет. Наступит срок, когда придется оставить его в покое — предложение уже не будет соответствовать заявленному уровню оказываемых услуг. Пока есть время, готовим замену: планируем открыть гостиницу с рестораном или кафе, возможно, с небольшим кинотеатром. Надеюсь, что это будет здание, которое украсит город, — не просто очередная коробка с набором функций. Приглашен очень интересный архитектор, уроженец Вельска, сейчас он живет в Питере. 

- У вас в активе семь лет опыта работы депутатом районного Собрания. Не возникало желания снова попробовать себя в политике, поучаствовать в сентябрьских выборах?

- Был такой период: имеешь управленческий опыт в бизнесе, выполняешь все социальные обязательства по отношению к тем людям, которые у тебя работают, производишь, надеюсь, качественный продукт и начинаешь задумываться о том, что, по большому счету, отвечающий за конкретное направление чиновник или депутат также ведет хозяйство — отличие только в  масштабах и системе финансирования.

Ничего подобного. Этот поход не стоил потраченного времени, материальных потерь, связанных с моим отсутствием на работе, многочисленными поездками и т. д. Успех приходит только тогда, когда стартуешь в хорошем настроении, прешь вперед и видишь результат. А там нет результата: рутина, болото, в котором тонут практически все свежие идеи. Да, была возможность пообщаться с кем-то без барьеров, вовремя получить информацию, показать себя надежным партнером. Но разочарование от того, сколько копий приходится сломать, чтобы сделать что-то для города, превалировало.

- Вы упомянули о том, что в Вельске сильное предпринимательское сообщество. Это чисто географическое объединение или нечто большее?

-  Что бы я ни ответила, это будет взгляд «изнутри». Мы конкурируем на внутреннем рынке, но для города это только на пользу. Если кто-то перенимает наши бизнес-идеи и «клон» получается лучше, расцениваю это исключительно как успех, пусть и чужой. Надеюсь, что в Вельске действительно существует эффективное предпринимательское сообщество, а не просто группа людей, где каждый увлечен своими целями.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5