ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

ОСАГО: водителям затянули гайки


Анна СМИРНОВА | 12.02.2010 06:53:07

Если в аварию попал не новый автомобиль, страховщики теперь официально могут компенсировать стоимость деталей с учетом их износа. Такую возможность закрепили поправки в закон об ОСАГО, которые вступят в силу с марта 2010 года. По мнению страховщиков, водители будут лишены возможности заработать на ОСАГО. Автовладельцам же новая редакция закона оптимизма не добавляет.

До сих пор согласно постановлению Высшего арбитражного суда страховщики были обязаны возмещать полную стоимость ремонта автомобиля. По сути, они должны были работать по принципу «новое за старое». Поэтому компании часто не упускали возможности снизить размеры выплат по причине износа авто. Как итог, суды нарабатывали противоречивую «ущербную практику» в спорах автовладельцев и страховщиков, - люди в мантиях занимали позиции и той, и другой стороны.
Поправки в закон об ОСАГО закрепили новый принцип - размер суммы выплат на материалы и запчасти определяется с учетом износа комплектующих, подлежащих замене при восстановительном ремонте. При этом за износ деталей не может начисляться менее 20% и более 80% их стоимости.

«Ущерб оценивается с учетом износа, и это логично. Допустим, в ДТП разбита иномарка 1980 года выпуска. Ее рыночная стоимость до аварии была меньше цены пары десятков новых запчастей, и, конечно, оплата по принципу «новое за старое» была бы несправедливой», - приводит пример директор управления автострахования Северо-Западного дивизиона «Ренессанс страхование» Денис ЧИГАРЕВ.
Но поправки дали ответы далеко не на все вопросы. Например, по расчету стоимости ущерба комплектующих и агрегатов. Как пояснил Денис Чигарев, по замененным деталям он будет рассчитываться исходя не из возраста и пробега автомобиля, а отдельно по времени эксплуатации запчасти. Однако не ясно, как определить стоимость деталей, уже имевших повреждения. Допустим, «пострадавших» ржавых кузовных элементов, которые были повреждены ранее.
Другой вопрос – исходя из какой стоимости запчастей определяется убыток: официальных дилеров, неофициальных (не оригинальные запчасти) или среднерыночных цен? Как поясняет специалист по урегулированию убытков страхового общества «Россия» Александр ПАСТУХОВ, для гарантийных автомобилей расчет идет по ценам официальных дилеров. В остальных случаях - по среднерыночным с привязкой к конкретной территории (в данном случае – Архангельская область). Так делают практически все компании. Но четкого определения нет.
В целом поправки страховщики встретили положительно. Так, они считают, что теперь автовладельцы не смогут наживаться на ОСАГО, требуя оплатить новые детали для старого «коня».

С другой стороны, очевидно, что на полученные выплаты автовладелец, скорее всего, сможет максимум довести автомобиль до предаварийного состояния (благо что купить подержанную деталь можно даже на авторынках Архангельска). Либо недостающую сумму надо будет выкладывать из своего кармана или взыскивать в суде.
Кстати, идти в суды, в том числе против страховых компаний, а не только виновников ДТП, автовладельцы, судя по активности местных форумов, заранее готовы. По их мнению, после принятия поправок ОСАГО станет почти бесполезным применительно к старым автомобилям. И в любом случае, пока не принята четкая методика расчета ущерба (сейчас их несколько), споры по оценке степени износа будут возникать.
Добавим, что, по данным страховых компаний, стоимость среднего убытка ежегодно растет. По оценке Александра Пастухова, в среднем рост в год составляет 5-10%.
«Это влияние инфляции и девальвации рубля. В 2009 году по сравнению с 2008-м стоимость запчастей существенно возросла, что сказалось на размере среднего убытка, - говорит Денис Чигарев. - И хотя при этом наблюдается снижение расценок станций техобслуживания на ремонт, но общая тенденция – рост убытков».

© Фото: Алексей Липницкий





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5