ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Границы Коряжмы «ужмут» в интересах «Илима»?


Андрей САХАРОВ | 04.07.2014 07:32:15

altВ Архангельске второй раз с подачи сенатора Константина ДОБРЫНИНА прошел юридический форум. В этом году он носил название «Правовые аспекты инвестиционного климата в российских регионах». На одной из дискуссионных площадок обсуждались правовые проблемы работы отраслевых рынков Архангельской области. Директор по правовой поддержке филиалов  Группы «Илим» Андрей АБАБКОВ подверг критике Федеральный закон №89-ФЗ, а именно статью 12, запрещающую размещение отходов производства в пределах населенных пунктов.

«Не секрет, что предприятия советского периода строились как градообразующие – их производственные комплексы тесно примыкают к населенным пунктам, – напомнил он. – Естественно, на этих территориях скапливались отходы. До 1998 года никаких законодательных ограничений на сей счет не существовало. Но затем появилась норма, которая поставила прежнюю практику хранения отходов вне закона».

Как признался Абабков, все эти годы санкции за нарушения данной нормы не применялись. Но теперь все чаще несоблюдение закона становится основанием для отказа предприятиям  в продлении лицензии на размещение отходов.

«Тем самым этой норме придается обратная сила, а значит, многим предприятиям страны грозит закрытие, – считает Андрей Николаевич. – На наш взгляд, это антиконституционная практика. Как показывает жизнь, несмотря на угрозу остановки ведущих предприятий, суды и госорганы активно применяют это законодательное требование».

Юристы компании нашли два варианта выхода из непростой ситуации. Например, применять статью 12 только к открывающимся производствам, а для действующих предусмотреть переходный период.

«Другой вариант - изменить границы населенного пункта, выведя за них территории с отходами, – пояснил Абабков. – В настоящий момент мы вынуждены менять границы в трех городах, где присутствуют наши комбинаты, в том числе и в Коряжме. Работа эта очень сложная и длительная, требует больших ресурсов. Надо пройти много бюрократических ступеней, чтобы инициировать изменение генеральных планов городов».  

Кроме того, Андрей Николаевич отметил проблему неисполнения государством принятых нормативных актов.

«В частности, в порядке определения платы за загрязнение окружающей среды есть норма, которая позволяет в счет платежей засчитывать расходы предприятий на уменьшение воздействия производства на экологию, – рассказал он. – Тем не менее госорганы любыми способами мешают хозяйствующим субъектам реализовывать это право. Объяснение одно: надо пополнять скудный бюджет.  Проблема решается только через суды».

По словам Абабкова, к юридическим нестыковкам и казусам можно приспособиться, но с проявлениями «антиправа» бороться невозможно. «В Сибири «Илим» почти реализовал инвестиционный проект стоимостью около миллиарда долларов. Но когда проводили  экологическую экспертизу, то ученые связали гибель некоторого количества рыбы  в водоеме с работой предприятия. Соответственно, нам вменили обязанность выпускать в этот водоем мальков для восполнения рыбных запасов. Этот отчет лег на стол федеральному чиновнику регионального уровня, и он добавил от себя условие: строительство рыбного завода.  Мы согласились, решив, что эта затея нам обойдется недорого. Но когда дело дошло до конкретики, оказалось, что желания этого чиновника обойдутся холдингу в 300 млн рублей. Естественно, на такие траты мы не пойдем». 

Похожие проблемы сопровождают и работу северодвинского завода Севмаш. Как рассказала начальник управления правового обеспечения предприятия Лариса НЕХОРОШКОВА,  с  1 января 2015 года  промышленные абоненты, у которых объем стоков превышает 200 кубометров в сутки, обязаны иметь собственные локальные очистные сооружения (ФЗ №416).

«Водоотведением и водоснабжением в Северодвинске занимается Севмаш, – напомнила Лариса Николаевна. – По закону получается, что наши абоненты должны сливать в нашу систему водоотведения уже очищенную воду - аналогичную той, которую Севмаш подает в открытый водоем. Однако для завода до 2017 года установлены нормативы на уровне рыбохозяйства.  Требования настолько высоки, что по бумагам получается: сливать мы должны родниковую воду. Кроме того, очень странно выходит -  очищенная вода от нормированных потребителей будет попадать в общий водопровод, смешиваться с неочищенной (от населения), а потом проходить очистку на «Севмаше». 

Лариса Нехорошкова высказала сомнение, смогут ли промышленные абоненты спроектировать, построить свои очистные сооружения, да еще и провести независимую экспертизу на соответствие требованиям рыбохозяйственных нормативов. «Кстати, строительные требования к локальным очистным сооружениям не пересматривались с 1985 года», - добавила Нехорошкова.

Удивляет представителей Севмаша и постоянная корректировка федеральными ведомствами различных регламентирующих документов. Так, завод только начал согласовывать новые паспорта на 104 вида отходов, - а это очень длительная процедура, - как пришло известие, что с 1 августа паспорта надо оформлять по новой форме.

И напоследок Лариса Николаевна рассказала о практике Двинско-Печорского территориального управления Росрыболовства по взиманию платы за потребление Севмашем воды. Завод забирает воду из Никольского устья, вода в котором, по сведениям Севгидромета, преимущественно морская. За ее использование завод платил до 2012 года по тарифу 8,4 рубля за 1 тыс. куб. м.  Но в управлении решили, что Никольское устье относится к речному бассейну Северной Двины, а значит, завод потребляет пресную воду и обязан платить по тарифу 258 рублей.

После резонных протестов Севмаша Минприроды России разрешило ему оплачивать воду по «морскому» тарифу, однако территориальный орган Росрыболовства с такой позицией не согласился и сейчас судится с заводом. Нехорошкова напомнила, что водой из Никольского устья пользуются также завод «Звездочка» и ТГК-2. Поэтому, если Севмаш проиграет суд, то и тарифы на теплоэнергию для населения могут вырасти.

 

altМаксим КОРЕЛЬСКИЙ, управляющий партнер ООО «Юридическая компания «Гудков, Корельский, Смолярж», заместитель председателя Архангельской городской Думы:

– Я понимаю проблемы наших ведущих предприятий, озвученные на форуме, однако не надо забывать, что экологическая обстановка в Архангельской области очень тяжелая. По данным Роспотребнадзора,  мы относимся к регионам, в которых отмечено наиболее низкое качество питьевой воды в распределительной сети по санитарно-химическим показателям.   А большинство водоемов,  используемых для водоснабжения, не отвечают гигиеническим нормативам. Они загрязняются сточными водами от предприятий ЖКХ, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности. Как показывают пробы, самая грязная вода поступает в водопроводные системы Архангельска и Коряжмы.

На мой взгляд, в Архангельске решить проблему качественного водоснабжения можно, используя давно разведанное месторождение пресных подземных вод под городом.  Работа по привлечению инвесторов к модернизации городской водопроводной сети и освоению месторождения «Архангельское» сейчас активно ведется. Но речь идет о миллиардах рублей, поэтому здесь нужно системное взаимодействие властей всех уровней.  Освоение месторождения могло бы стать одним из важнейших инвестпроектов Архангельска и области.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5