ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Виктор Казаринов о бюджете: «Мы не должны всё время ходить с протянутой рукой»


Беседовала Наталья ЗАОСТРОВСКАЯ. Фото: Алексей Липницкий | 22.10.2013 06:09:39

altВ Архангельской области продолжаются дискуссии о региональном бюджете, который называют самым сложным за последние годы. Полярные мнения, горячие споры и даже акции протеста наводят на мысль: в области пока не сложилось единого понимания, как пополнять и расходовать деньги из общего кошелька. «Печально, что почти никто не говорит о собственном экономическом потенциале Архангельской области», - отмечает председатель комитета по экономической политике и предпринимательству областного Собрания депутатов Виктор КАЗАРИНОВ.

- Виктор Евгеньевич, мы знаем о многомиллиардном государственном долге Архангельской области, о дефиците бюджета, о возможном банкротстве региона, как предсказывают некоторые московские аналитики, уже в 2015 году. Сакраментальный русский вопрос «Что делать?» перед региональной властью стоит остро. По-вашему, что?

- С одной стороны, по моему глубокому убеждению, дефолт нам не грозит, ведь Архангельской области повезло иметь на своей территории группу стратегических предприятий ВПК в Северодвинске и Плесецке, относительно благополучные ЦБК в Архангельске и Коряжме и нефтедобывающие компании в Ненецком округе. Сегодня они являются основой жизнеобеспечения региона. Их прибыль - это существенный доход нашего бюджета.

Но с другой стороны… Помните, есть образное выражение – «нефтяное проклятье сырьевых стран». Проклятье состоит в том, что, имея вроде бы неиссякаемый источник дохода, мы расслабляемся и перестаем заботиться о развитии других направлений. Но вот наступает момент, когда эти «вечные» источники иссякают, а других-то у нас и нет.

Не найдены альтернативные точки роста, которые помогли бы экономике региона не только развиваться, но и справляться с возникающими кризисными явлениями. Пока я могу констатировать неоспоримый факт: налицо кризис в лесной сфере, только в областном центре без работы остаются сотни людей. А что будет в районах области, где заготовлялось сырье для этих производств? Нефтяники перестали платить налог на прибыль в областной бюджет. И при этом никто серьезно не занимается развитием экономического потенциала Архангельской области вне сфер ВПК и лесозаготовки.

- Тогда как, на ваш взгляд, строится сегодня экономическая политика региона?

- В большинстве случаев речь идет о том, чтобы денег выпросить у федерального центра или в крайнем случае сэкономить, а затем, что получится, распределить и освоить.

Сложилось ощущение, что на протяжении многих лет руководство области именно в этом видит свою главную задачу. А ведь ни страна, ни регион, ни город, ни даже поселения в глубинке не могут обходиться без собственного экономического ресурса. Я имею в виду производственный, конечно же. Во-первых, потому что законы часто меняются и то, на что мы уповали еще вчера, становится невозможным сегодня...

К примеру, один из наиболее обсуждаемых сегодня проблемных вопросов - изменения в федеральном законодательстве, в результате которых многие российские регионы лишились существенной части средств от налога на прибыль. Для Архангельской области это сумма более 10 млрд всего за несколько лет.

Просто влиятельные сырьевые компании на федеральном уровне пролоббировали образование так называемых консолидированных групп налогоплательщиков. К примеру, успешные нефтедобывающие компании теперь считают свои доходы и расходы не в конкретном регионе добычи, а в целом по стране. Нечто вроде средней температуры по их больнице. А часть налога на прибыль, полученную к примеру в НАО, им разрешили использовать на модернизацию производств в других регионах. Однако практически все субъекты РФ, где в бюджетах присутствует сырьевая составляющая, сильно от этого новшества потеряли. И никто не собирается им эти потери в полном объеме компенсировать. Что еще раз подтверждает  необходимость местной подушки безопасности на случай различных форс-мажоров.

- Раньше Архангельскую область называли всесоюзной лесопилкой. Теперь слова «лес», «лесная отрасль» произносятся без особого энтузиазма, а зачастую в каком-то проблемном или криминальном контексте. Может, начать с ЛПК?

- Мы можем говорить о тех сферах природопользования, которые связаны с компетенцией местной и региональной власти. В августе председатель областного Собрания направил запрос министру природных ресурсов и ЛПК Архангельской области с просьбой дать оценку состоянию экономической деятельности, связанной с использованием природных ресурсов, кроме заготовки и переработки древесины. Интересовало количество предприятий, людей, занятых в этой сфере, возникающих проблем. Это и сбор ягод-грибов, и рыбалка-охота, и рекреационная деятельность, туризм. Область у нас громадная, относительно большие города можно пересчитать по пальцам. Все остальное, извините, уже глубинка. И люди там подчас только в данной сфере и могут быть заняты.

Спросили мы об этом и у самих предпринимателей: как они оценивают ситуацию в отрасли, работу чиновников, свои перспективы. Так вот, власти считают, что предприниматели в данной сфере работают плохо, поскольку экономическая составляющая - рентабельность - маленькая.

Предприниматели же готовы работать и создавать новые рабочие места и, наоборот, жалуются на серьезные административные препоны, отсутствие необходимой законодательной базы и, по большому счету, равнодушие областной власти к их проблемам.

К примеру, одно охотничье хозяйство из Котласского района с 2009 года пытается добиться возможности либо получить участок леса, либо участвовать в аукционе на право его аренды, либо получить грамотную консультацию на сей счет. И все бесполезно. 

Другая северодвинская компания потратила три года, пытаясь взять в аренду участок в рекреационных целях в районе Куртяево - безуспешно. Из Красноборского района пришел «крик души» главы местной администрации о том, что все грибы-ягоды из района вывозятся нелегалами-иностранцами, а местные, официально зарегистрированные предприниматели страдают от недобросовестной конкуренции.

Это как раз не московские, а региональные полномочия. И с продвижением инициатив здесь плохо, если не сказать, что практически никак. Хотя это, на мой взгляд, одна из наиболее перспективных точек роста региональной экономики.

- Можно ли в данном случае говорить о сколь-нибудь существенной перспективе пополнения бюджетов от рекреационной или туристической деятельности в глубинке?

- Что касается экономики области в целом, то тут нужно рассматривать две ее составляющие. Да, первая задача глобальна - необходимо пополнять доходную часть бюджета за счет развития экономики, создания новых производств, новых рабочих мест. Но есть и другая, практически сопоставимая, если учитывать территорию области, с первой. Уверен, что на какие-то чисто экономические моменты нам не всегда нужно смотреть только с точки зрения наполнения бюджета. Порой вопрос обеспечения занятости населения, особенно в отдаленных районах, гораздо более важен.

Пусть налоговая отдача здесь будет минимальной, зато люди, обслуживая и обеспечивая себя самостоятельно, не станут претендовать на всевозможные социальные выплаты, субсидии, льготы. Разве это не экономия бюджетных средств? Причем оправданная экономия. Но, учитывая централизацию всего и вся, создать какое-то производство, запустить более-менее эффективный проект без областной поддержки или даже инициативы «сверху» практически нереально. Программы субсидирования, поддержки бизнеса нужно активно внедрять в первую очередь для глубинки. Средства потребуются небольшие, а результат, думаю, будет хороший.

- По сути, вы в очередной раз заявляете о необходимости поддерживать малый и средний бизнес. Эта тема стала вечной, какой-то проходной. Вам так не кажется?

- Так и есть. И пока мы выгадываем, сколько забрать у одних и добавить другим, в области массово закрываются или уходят в тень маленькие частные компании. А к прежним проблемам выживших добавляются новые.

Помимо того, что издержки малого и среднего бизнеса увеличиваются год от года, наши предприниматели вступили в зарплатную и кадровую конкуренцию с государственным сектором. Здорово, что врачи и медики теперь получают хорошие зарплаты, это абсолютно правильно. Но что делать с брешами в реальном секторе нашей экономики?

К сожалению, депутаты региона так и не услышали от представителей правительства, за счет каких внутренних экономических ресурсов будет сделана хотя бы попытка улучшить бюджетные показатели. В большинстве случаев речь идет об оптимизации издержек, а не об экономическом росте за счет внутренних резервов.

- Хорошо, ну а что можете предложить вы и как опытный бизнесмен, и как председатель профильного комитета облсобрания?

- Полагаю, есть те самые точки роста, на которые не поздно опереться. Огромное количество земельных участков на территории области не вовлечено в коммерческий оборот. Их нужно планово формировать, предлагать в аренду или продавать с аукциона. За счет этих средств, а в дальнейшем и за счет налога на землю, доходы бюджета существенно пополнятся. И это исключительно наши, а не федеральные налоги и доходы.

Пока же в коммерческом обороте в основном задействованы те земельные участки, которые давным-давно отошли компаниям и теперь продаются и перепродаются по несколько раз. Значительный финансовый ресурс - государственная и муниципальная собственность, находящаяся в аренде у предпринимателей.

Я уверен, муниципалитетам нужно избавляться от нее как можно активнее, пока наш бизнес готов выкупать и брать на себя издержки по содержанию и ремонту старых коммерческих объектов. И ключевое слово здесь - «пока». С каждым годом муниципальное имущество ветшает. И каждый год предприниматели вводят в строй новые, современные здания. Причем стоимость квадратного метра таковых зачастую гораздо привлекательнее. Тут важно не довести ситуацию до абсурда - продавец и товар есть, а желающих не найдется.

- Просто продать недвижимость, считают местные власти, - невелика задача. Деньги в бюджет поступят, но всего один раз.

- И да, и нет. Найти механизм замещения ветхого имущества новым - вот о чем нужно задуматься еще до продажи оного. Но опять же, об этом почти никто не говорит. А ведь это тоже стимул для развития экономики.

- Виктор Евгеньевич, администрация области пообещала экономию бюджетных средств начать с себя. Чиновники готовы отказаться от планового повышения зарплаты, от ряда других трат на нужды обеспечения своей деятельности. Это действительно даст существенную экономию бюджетных денег?

- Я сейчас не готов рассуждать о степени значительности. Какая-то экономия, разумеется, будет. И все же, если мы берем тему экономии на нуждах власти, то стоит в перспективе рассмотреть вариант активного внедрения аутсорсинга в этой сфере. Почин положен. В Архангельске некоторые учреждения здравоохранения отказались от самостоятельной организации питания больных, теперь этим занимается коммерческий общепит. И все довольны.

Словом, есть идея, реализация которой помогла бы не просто сэкономить, но и стимулировать развитие нашей экономики. Мы знаем, что в собственности Архангельской области огромное количество зданий, используемых для нужд региональной власти, федеральных структур, которым громадные площади предоставляются безвозмездно.

Причем расходы по ремонту и содержанию этих объектов составляют миллиарды. Я уверен, что при адекватных конкурсных условиях найдутся компании, способные за свой счет построить новые крупные административные здания, предоставить их в аренду за разумные деньги, а в дальнейшем нести бремя по их содержанию и ремонту. Пусть не завтра, пусть не в центре, а неподалеку. Но таким образом власть, наконец, снимет с себя огромное количество ненужных и несвойственных ей функций. А тратить на свое обустройство будет если не в разы, то на десятки процентов меньше. Это, кстати, касается и автотранспортного цеха администраций.

- Предложение несколько революционное, но вполне разумное. А что делать с прежними помещениями?

- Большинство рациональных идей поначалу выглядят революционными. Со временем это ощущение проходит. Часть зданий в хорошем состоянии можно продать с аукциона с перспективой использования для нужд бизнеса. Что-то ветхое, но в хорошем месте, бизнес купит и снесет, а затем построит новые, современные, экономически перспективные объекты.

Понятно, что это огромный фронт работы, но, на мой взгляд, этот проект мог бы стать прорывным с точки зрения развития экономики области. Мощный толчок для строительной сферы, тысячи новых рабочих мест в промышленности, реальные налоги в местные и областной бюджеты.

Мы не можем топтаться на месте, не должны все время ходить с протянутой рукой, глядя в глаза столичных чиновников. Давайте лучше посмотрим в глаза друг друга. В глаза людей, которые где-то там, в Мезени или Красноборске. Это наши люди, и они готовы к переменам. Давайте тогда вместе думать, как  менять ситуацию. Для этого придется многое сделать.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5