ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Цветочный бизнес: краски и контрасты


Светлана КОРЕЛЬСКАЯ. Фото Алексея Липницкого | 02.07.2016 01:41:07
Цветочный бизнес: краски и контрасты

Появится ли в Архангельске перспективная концепция озеленения? Как сделать городские газоны и клумбы разнообразными и стилистически завершенными? На эту тему мы рассуждаем с предпринимателем Юрием ЗВИАДАДЗЕ, поставляющим муниципалитету цветочную рассаду. По заказам администрации города он работает уже третий год.


Растениевод-любитель с многолетним стажем — к этой категории относит себя Юрий Звиададзе. Приехав на Север из Аджарии в начале 80-х годов и увидев пейзаж, где преобладали серый и блекло-зеленый, он не сразу различил полутона, но тут же решил добавить в ландшафт насыщенные краски лета. Вспоминая родной город Кобулети, начал выращивать цветы, сначала – в пределах приусадебного участка на Бревеннике. По осени собирал семена.

Со своей плантации

Чем сложнее становилась экономическая ситуация в лесном порту, где Юрий Звиададзе в то время работал водителем, тем чаще он задумывался о дополнительном заработке. Семян было много – гораздо больше, чем можно посеять во дворе. Построил первую теплицу под рассаду. С тех пор прошло почти тридцать лет.

Когда начали появляться первые кооперативные магазины, торгующие семенами и рассадой, Юрий Звиададзе предложил им свой товар. Год от года рассада расходилась все лучше: она гораздо легче переживала стресс при пересадке, чем завезенная из Вологды, потому что перед реализацией хозяин выдерживал каждую партию в открытом грунте и отбирал лучшие экземпляры. Соответственно, строились новые теплицы и расширялась площадь мини-питомника. Первый клиент нашел Юрия Отаровича через магазин «Семена» на улице Садовой – это была компания «АТМ» братьев Тропиных.

«Территория у офиса АТМ на улице Павла Усова – первый объект, где нам предложили разбить газоны и клумбы, – вспоминает предприниматель. – Потом позвонили из администрации Соломбалы. Так потихоньку, ступенька за ступенькой, сложились первые контакты. Каждую осень я считал, сколько растений продал за сезон, чтобы к следующему подготовиться с некоторым запасом. Однажды директор «Северной розы» Виталий ЛЬВОВ, который много лет закупал у нас рассаду, предложил участвовать в конкурсе на выполнение муниципального заказа. Огромный на тот период объем работ оказался для них непосильным».

Юрию Звиададзе достался Октябрьский округ – 1300 кв. м, от Доски почета в центре города до Ломоносовского парка на Гагарина. В этом году добавились Майская Горка и Соломбала. Поставка и посадка однолетних цветов, уход за растениями – довольно узкая специализация, но чтобы расширять спектр услуг, нужны дополнительные площади, инвестиции, персонал и партнерские связи.

Бизнес сезонный. Транспортировка партии рассады на один газон в центр города, с учетом оплаты паромной переправы с острова Бревенник и расходов на бензин, обходится примерно в 1500 рублей. Прошлое лето, несмотря на холод, вышло безубыточным, но назвать те крохи, которые он получил сверх затрат, прибылью язык не поворачивается. Впрочем, примерно такой же баланс складывается и в других сельскохозяйственных предприятиях.

Беспочвенные фантазии

При выборе цветов Юрий Отарович ориентируется на устоявшийся спрос и собственный опыт. Культивирует разноцветные виолы, петунии, немезии, георгины, несколько сортов бархатцев, серебристую цинерарию, которая разбавляет цветовые пятна на клумбах и хорошо смотрится в бордюрах. Все это выращено в Архангельске из семян и дает сильный посадочный материал, но каждый год часть его пропадает: прежде всего, потому, что на сезонные работы у нас привлекают людей без устойчивых навыков растениеводства. Отсюда и стремление выращивать больше, чем можно продать, чтобы заменить экземпляры, сбросившие цвет или погибшие из-за нарушения элементарных правил посадки.

Сейчас Юрий Звиададзе начал заниматься многолетними растениями, ориентируясь на то, что востребовано со стороны заказчика.

«Мы постепенно добавляем «отсебятину», – разъясняет свою тактику предприниматель. – Обычно администрации округов с осторожностью воспринимают любые эксперименты: им нужен надежный посадочный материал, хотя у нас в северных условиях все потихоньку приживается и растет, только, может, не так пышно, как на юге. Но если вы наблюдательны, то заметили, что на городских клумбах каждый год появляется что-то новое».

Эскизы клумб и газонов он делает самостоятельно. Первая попытка установить контакты с ландшафтными дизайнерами оказалась неудачной. Среди них редко встречаются настоящие специалисты, считает Юрий Отарович. Могут красиво нарисовать, а как претворить это в жизнь – большой вопрос. По крайней мере, до сих пор настоящий «ландшафтник», отчетливо представляющий, как будут выглядеть насаждения в течение всего лета и как дальше развивать цветник, ему не встретился. Еще одна проблема состоит в том, что красивые клумбы и газоны хотят все, но то, что под них нужно готовить почву, понимает далеко не каждый заказчик.

Оазисы за забором

К примеру, сдается новый дом. Вокруг – скудная земля, перемешанная с песком и цементом. Типовые цветочницы полны строительного мусора. В лучшем случае земля вскопана и из нее удалены крупные фрагменты дерна. В эту субстанцию цветоводам предлагают пересадить растения из вручную перебранной плодородной почвы. Если земля не подготовлена, то уже через месяц все зарастет сорняками, а многолетники неизбежно вымерзнут зимой.

Чтобы получился красивый цветник, на газоне вокруг дома должен быть слой хорошей земли – глубиной хотя бы на штыковую лопату (25-30 см), чтобы у корней появилось основание, утверждает Юрий Отарович. За растениями необходимо ухаживать: пропалывать не реже чем раз в две недели, время от времени что-то заменить, прищипнуть, подрезать… Обычно далеко не все эти работы закладывают в смету.

Как могут выглядеть городские цветники, прекрасно иллюстрируют сравнительно немногочисленные дворы домов, где созданы ТСЖ, не говоря уже о частных особняках – городских и загородных владениях. Некоторые товарищества собственников нанимают садовника – допустим, сезонно, оформляя его на должность дворника с постоянным окладом. Люди с огромным опытом ухода за растениями превращают свое хобби во вторую профессию. В прошлом десятилетии в учебном центре «ИНФО» готовили ландшафтных дизайнеров. Некоторые из них открыли свои мастерские, но предпочитают частные заказы — это более выгодно.

Все работы по озеленению находятся в ведении департамента городского хозяйства, а организационная работа передана территориальным округам, поэтому внятной политики по благоустройству Архангельска до сих пор нет. Как показывает опыт других городов, перспективные концепции озеленения создают общественные группы, организованные при местных администрациях. У нас такие могут объединить ученых САФУ, специалистов опытных станций и дендрариев и, безусловно, предпринимателей-практиков – ландшафтных дизайнеров и владельцев местных питомников, заинтересованных в преображении городской среды.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5