ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Бизнесу советуют «брачные» договоры


Татьяна ПОТАПОВА | 20.04.2009 12:00:00

Как показывает практика, предприниматели в момент старта своего бизнеса предпочитают не думать о финише и не обсуждать, как они будут расставаться со своими партнерами. Когда же работать вместе становится невозможно и предприниматели решают разойтись, выясняется, что у каждого совладельца свой взгляд на выход из конфликта... Чтобы избежать болезненного «распила» бизнеса, эксперты советуют договориться о правилах игры заранее, еще на «берегу», а процедуру «развода» прописывать в уставе компании.

«Исходя из собственного опыта могу с уверенностью сказать, что правила расставания лучше оговаривать еще во время процедуры открытия нового бизнеса, - отмечает бизнес-консультант, а ныне наемный директор ООО «НЕКСТ ЛАЙН» Константин ЦВЕТКОВ (на снимке). - Процедуру «развода» нужно прописать как в Меморандуме о взаимопонимании собственников, так и в уставе учреждаемой компании. Тогда в случае возникновения конфликта партнеры просто будут следовать договоренностям, зафиксированным в указанных документах».

 

Разделить полномочия

Конфликт между партнерами, по словам Константина Цветкова, может возникнуть на любом этапе развития бизнеса. Одна из самых опасных стадий – когда бизнес начинает приносить прибыль: не все предприниматели оказываются готовыми к испытанию деньгами. У многих начинает портиться характер, появляются неадекватные реальности амбиции.

Впрочем, конфликт может возникнуть и до того, как компания начнет зарабатывать деньги. «Часто камнем преткновения становится совмещение функций, - говорит Константин Цветков. - Например, если основатели вовлечены в управление бизнесом, существует риск, что они начнут конфликтовать как менеджеры. Каждый будет пытаться увеличить свои полномочия. В таком случае рекомендую рамки участия партнеров в менеджменте компании прописывать в трудовом контракте. Такой подход поможет точно определить, где заканчиваются полномочия менеджеров и начинаются полномочия партнеров по бизнесу».

Роли топ-менеджеров

По словам экспертов сообщества менеджеров E-xecutive, бизнес-партнерам важно договориться не только о распределении ролей между собой, но и том, какими полномочиями они наделят наемных топ-менеджеров.

Одна из ключевых фигур в бизнесе – финансовый директор. Путем наращивания кредиторской задолженности он может создать риск рейдерского захвата компании, поэтому финансовый директор должен пользоваться доверием со стороны всех учредителей.

Кроме того, партнеры должны быть готовы к тому, что при смене стадий развития бизнеса необходимо будет сменить команду топ-менеджеров. «Успешная компания постоянно развивается, растет, - поясняет Константин Цветков. – А следовательно, усложняются и задачи, стоящие перед ее менеджерами. Не всегда специалисты, справляющиеся с работой на этапе старта компании, способны решать задачи «взрослого бизнеса».

Местный опыт

По опыту Константина Цветкова, в Архангельске и Северодвинске проблемы при дележе бизнеса встречаются как в малых предприятиях, например, кофейнях, так и в сегменте среднего бизнеса, например, на рыбокомбинатах и швейных фабриках. В крупных предприятиях корпоративное управление изначально предусматривает проработку данных вопросов, поэтому конфликты при расставании партнеров встречаются редко.

Иногда для урегулирования конфликта и оформления раздела бизнеса собственники совместно привлекают бизнес-консультантов и юристов. Так, например, произошло в хорошо известной швейной компании «НЕКСТ ЛАЙН». Однако даже при помощи консультантов собственникам не всегда удается договориться цивилизованно. Каждый начинает «тянуть одеяло на себя», что, естественно, не идет на пользу бизнесу.

«Затягивание процедур раздела, а следовательно, и восстановления управления бизнесом на принципах единоначалия, часто приводит к развалу предприятия, - отмечает Константин Цветков. - Поэтому, если партнеры все же хотят сохранить бизнес, «развод» нужно проводить как можно быстрее».

Внимание к деталям

Подводя итог, можно резюмировать, что чем точнее процедуры решения конфликтов прописаны в уставе и сопутствующих документах, тем легче урегулировать конфликт.

Так уж устроена наша жизнь, что в ней часто первую роль играют всякого рода неожиданные обстоятельства. Изменяются обстоятельства - меняются приоритеты, соглашения, человеческие отношения. Не исключение и взаимоотношения партнеров - совладельцев одного бизнеса. Расхождение взглядов на будущее, взаимное недоверие, болезнь, ссора, раздел бизнеса - вот неполный список того, что может подстерегать начинающих бизнесменов.

Можно довериться друг другу и начать работу, полагаясь на дружбу и взаимопонимание. Но правильнее все же застраховаться от сюрпризов жизни, составить «брачный договор» - учредительское соглашение по всем возможным случаям, начиная от общего видения стратегии развития и заканчивая «форс-мажором».

Резюме

Цветков Константин Николаевич
Образование:

- АГТУ, «Финансы и кредит», 1998 г.

- Высшая Школа Международного Бизнеса Академии Народного Хозяйства при Правительстве РФ. «Стратегический менеджмент и маркетинг», 2008 г.

Успешно реализованные start-up’ы:

- «ПОМОРСКИЙ кредитный союз»,

- кофейни «Берег кофе» и «Кофейня №1»,

- «Архангельский рыбокомбинат»,

- Архангельское представительство Банка НФК.

© Фото Алексей Липницкий.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5